Пластинчатые шарнирные цепи (рис. 8) применяются в подъем-но-транспортирующих машинах для подвешивания грузов (грузовые цепи, рис. 8, а), для передачи движения в механизмах (приводные цепи, рис. 8, б) и для передачи тягового усилия рабочим органам транспортирующих машин (тяговые цепи, рис. 8, в).

Типы пластинчатых цепей
Типы пластинчатых цепей

Грузовые пластинчатые шарнирные цепи (рис. 9, а) состоят из стальных пластин 1, шарнирно соединенных между собой валиками 2 и закрепленных расклепыванием концов валиков (при нагрузке на цепь до 10000 кгс) или шплинтами, вставляемыми в отверстия валиков (при нагрузке на цепь свыше 10 000 кгс).

Диаметры и длина валиков, размеры и форма пластин одинаковы для всех звеньев цепи. Только для концевого звена 3 применяют пластины увеличенной длины с утолщенным валиком, при помощи которого цепь прикрепляют к деталям грузоподъемного механизма.

Выборочная характеристика грузовых пластинчатых цепей приведена в табл. 9.

Коэффициент запаса прочности грузовых пластинчатых цепей по нормам Госгортехнадзора при машинном приводе должен быть не меньше 5, а при ручном не менее 3.

Приводные пластинчатые цепи (рис. 9, б) отличаются от грузовых цепей тем, что здесь во внутренние пластины 4 запрессовывают втулки 5, а наружные пластины неподвижно закрепляют на валиках 6.

Типы пластинчатых цепей
Типы пластинчатых цепей

Во втулочных цепях валик вращается во втулке, и нагрузка распределяется на всю поверхность касания втулки и валика, благодаря чему достигается небольшое удельное давление в шарнирах, а следовательно, и небольшой износ трущихся поверхностей.

Цепи грузовые пластинчатые
Цепи грузовые пластинчатые

Помимо втулочных цепей в приводах грузоподъемных машин применяют втул оч но-рол и новые цепи (рис. 9, в), в которых на втулку свободно насаживают ролик, способствующий уменьшению износа зубьев звездочек. Вес таких цепей несколько превышает вес простых втулочных при равных величинах шага звеньев и разрушающих нагрузок.

Тяговые цепи устроены так же, как и втулочные, но отличаются от приводных большим шагом и наличием ходовых роликов (см. рис. 8, в).