Для удержания поднятого груза па заданной высоте применяют остановы и тормоза. Остановы допускают свободное вращение валов механизма в одном направлении, например в сторону подъема груза, и препятствуют вращению их в обратную сторону, удерживая груз на заданной высоте.

Остановы
Остановы

В грузоподъемных и транспортирующих машинах применяют храповые остановы. Такой останов (рис. 28, а) состоит из храпового колеса /, насаженного на вал привода подъемного механизма, и собачки 2, входящей в зацепление с зубьями храповика. При подъеме груза храповик вращается вместе с валом в направлении, указанном стрелкой, и собачка свободно проскальзывает по его зубьям. При изменении направления вращения вала собачка упирается в зуб храповика, препятствуя опусканию груза. Чтобы груз мог опускаться, необходимо откинуть собачку.

Проскальзывание собачки по зубьям храповика сопровождается неприятным шумом. Поэтому в некоторых конструкциях храповых остановов (рнс. 28, а) собачка 2 укреплена шарнирно на планке 3 и соединена с хомутом 4, прижимаемым к валу усилием пружины 5. При вращении вала в сторону подъема собачка хомутом отодвигается вправо и выходит из зацепления с храповиком. При изменении направления вращения хомут немедленно вводит собачку в зацепление с храповиком и застопоривает его.

Собачку изготовляют из кованой стали, а храповое колесо — из чугунного или стального литья или из кованой стали.

Модуль храпового колеса определяют по допускаемой величине линейного удельного давления и по допускаемому напряжению изгиба зуба.

Модуль по линейному удельному давлению определяют при помощи формулы

Модуль по линейному удельному давлению
Модуль по линейному удельному давлению

Модуль храпового колеса при расчете зуба на изгиб определяют:

 Модуль храпового колеса
Модуль храпового колеса

Собачку храпового останова, изготовленную из сталей 35 или 45, проверяют на эксцентричное сжатие в опасном сечении (см. рис. 23, в).

В транспортирующих машинах кроме храповых применяют роликовые остановы (рис. 28, б), которые допускают свободное вращение вала в одном направлении и застопоривают его при вращении в обратную сторону вследствие заклинивания роликов.

Недостатком роликовых остановов является их быстрый износ. Для увеличения срока службы детали этого останова изготовляют из термически обработанной твердой стали.

Расчет роликового останова ведется по крутящему моменту, действующему на его валу.