Муфты приводов механизмов и  машин предназначены:

а) для передачи вращательных движений и вращающего момента с вала на вал, которые расположены на одной оси;

б) для передачи вращательных движений с вала на какую-либо деталь, расположенную на нем, например, зубчатое колесо, шкив и пр., не изменяя при этом вращающий момент;

в) для компенсации незначительных монтажных отклонений;

г) для разъединения валов;

д) для автоматического управления;

е) для бесступенчатого регулирования передаточного отношения;

ж) для предохранения механизмов от выхода из строя и пр.

Посредством различных видов муфт может осуществляться передача как совсем  маленьких, так и достаточно значительных мощностей и моментов (в несколько тыс. кВт). Различные способы, с помощью которых осуществляется передача вращающего момента, и большое разнообразие функций, выполняемых муфтами, объясняют огромное количество их типов и конструкций, существующих на сегодняшний день. Самые  распространённые типы муфт – стандартизованы.
Существует несколько способов передачи крутящего момента через муфту:

а) путем механической связи между деталями, выполненной в виде статических соединений или же кинематических пар (муфты с т.н. геометрическим замыканием);

б) с помощью магнитного притяжения или силы трения (муфты, имеющие силовое замыкание);

в) благодаря силе инерции или индукционному взаимодействию электромагнитных полей (муфты с динамическим замыканием).

С учетом характера работы и основного назначения муфты можно классифицировать на:

  • Управляемые, к которым относятся сцепные и автоматические муфты;
  • Неуправляемые – муфты постоянного действия.

Эти два вида муфт делятся на группы:

  1. К жёстким или глухим муфтам относятся:

Фланцевые, втулочные, продольно-свертные.

Постоянные муфты обеспечивают жесткое соединение валов. Для производства этих муфт используются среднеуглеродистые стали и серые чугуны. Передаваемый муфтами крутящий момент зависит от того, насколько прочно муфта соединена с валом. Соединение бывает шпоночным, штифтовым и шлицевым.

Недостатком жестких муфт является то, что они передают все толчки и удары от двигателя всем механизмам, а также – наоборот.

Втулочные муфты передают крутящий момент при помощи шпонок и штифтов. Основным недостатком втулочных муфт является необходимость смещения валов при монтаже в направлении оси.

Продольно-свертные или клеммовые муфты осуществляют передачу крутящего момента благодаря силам трения, возникающим при затягивании болтов между наружной и внутренней поверхностью валов. В случае передачи значительных крутящих моментов для усиления дополнительно необходимо установить шпонки.

  1. Компенсирующие  муфты, те которые компенсируют угловые, осевые и радиальные смещения валов. К этой группе относятся: шарнирные муфты с угловым смещением до 45°, зубчатые и цепные.

В качестве компенсирующих муфт могут использоваться упруго-демпфирующие и упругие муфты. К данной группе относятся и втулочно-пальцевые муфты, с помощью которых соединяется вал электродвигателя с валом привода автомобиля, и муфты, имеющи торообразную оболочку и обладающие более совершенной конструкцией.
Сдвоенные шарнирные муфты, сочетающие в себе две одинарные муфты и синхронные шарнирные муфты, которые обеспечивают передаточное отношение постоянного характера при любом угле между осями валов, которые необходимо соединить. Муфты, передающие движение с помощью шариков применяют, к примеру, в переднем приводе автомобиля.

Основным предназначением упругих муфт является компенсация несоосности валов, устранение резонансных явлений при нагрузках и снижение силы кратковременных перегрузок. Для этого в конструкции муфт содержится специальный упругий элемент (спиральная или пластинчатая пружина, эластичные вкладыши или эластичные втулки), который поглощает резкие скачки нагрузок с помощью своей деформации.

  1. Сцепные муфты соединяют или разъединяют валы и валы, на которых установлены детали. В эту группу входят: кулачково-дисковые и фрикционные муфты. Крестовые иликулачково-дисковые муфты предусматривают допуск значительных поперечных смещений осей валов, а также компенсируют небольшие перекосы и осевые смещения.
  2. 4. Самоуправляемые или автоматические муфты передают вращение в одном определенном направлении. К ним относятся: центробежные муфты, которые ограничивают частоту вращения и предохранительные муфты – ограничивают передаваемый момент. Эти муфты могут включаться и выключаться, исходя из  изменений рабочих режимов машины.

К этой группе принадлежат однооборотные муфты, которые срабатывают, попадая в определённое положение, через один (несколько) оборотов вала. С помощью однооборотных муфт, например, в молотах и прессах осуществляется остановка ползуна, находящегося в верхнем положении.

 

Обгонные муфты (муфты свободного хода) могут передавать момент лишь в одном направлении, в котором вращается ведущая полумуфта относительно ведомой, а также проворачиваются, когда происходит обратное направление вращения. Обгонными муфтами снабжаются велосипеды, автоматические трансмиссии автомобилей, станки и пр.

Центробежные муфты могут включаться и выключаться в соответствии со  скоростью, с которой вращается ведущая полумуфта. Центробежные муфты могут быть использованы как пусковые механизмы в приводах, а также в качестве предохранительных муфт для ограничения вращательной скорости приводимой машины или ее отключения. Предохранительные функции могут выполнять и муфты других типов, которые допускают проскальзывание и обладают соответствующей конструкцией и характеристиками.

6. Гидравлические или гидродинамические муфты. У валов гидро муфт отсутствует жёсткая механическая связь. Механическая энергия передается с помощью рабочей жидкости, например, масла. Особенностью гидравлической муфты является то, что она обеспечивает ограничение максимального вращательного момента, сглаживание пульсаций, устранение перегрузки двигателя и пр.

7. Электромагнитные и магнитные муфты. В валах также отсутствует жесткая механическая связь. Эти муфты обеспечивают передачу механической энергии через герметическую стенку, причем, совершенно без утечек.

 

Типы муфтКрутящий момент, передаваемый муфтойОбласти применения муфт
Глухие муфтыПередает любую величину крутящего момента (зависит от размеров)Соединяют соосные валы, оси, штанги, тяги и пр.
Расширительные муфтыКрутящий момент зависит от размеров соединяемых валовСоединяют соосные валы, которые имеют смещения вдоль оси
Поводковые муфтыДо 10 кг/см, если диаметры валов составляют 6-8 ммСоединяют источники движения и ведомые механизмы
Упругие муфтыВеличину крутящего момента определяют размеры муфты и материал упругой прокладкиПрисоединяют электродвигатели к приборным механизмам. Соединяют валы, приобретающие в рабочем процессе незначительные перекосы и смещения осей
Крестовые муфтыИсходя из размеров муфтыСоединяют валы, имеющие небольшие смещения осей (3-5 мм) в параллельном направлении
Шарнирные муфтыВ зависимости от размера муфтыСоединяют валы, расположенные под углами 25 – 45◦
Мембранные муфтыВ зависимости от размера и материала мембраныБез люфта соединяют валы, расположенные под углами 2 – 3◦
Кулачковые муфтыЗависит от размера муфтыВключают и отключают валы на ходу
Фрикционные муфтыВ зависимости от размеров трущихся частей, а также силы прижимаПлавно включают и отключают валы на ходу, зачастую используются как тормоз.
Электромагнитные порошковые муфтыВ зависимости от  размеров муфты, а также электромагнитаВключают и отключают валы на ходу. Иногда могут регулировать скорость вращения.
Магнитоиндукционные муфтыВ зависимости от размеров муфты, а также магнитаРегулируют скорость вращения. Бесконтактным способом соединяют валы, находящиеся в труднодоступных местах.
Предохранительные муфтыЗависит от параметров и регулировки муфтыПредохраняют ведущие элементы в случае застопоривания ведомых механизмов.
Центробежные муфтыЗависит от размеров муфты и числа оборотов валовВключают и отключают валы, когда те набирают определенную скорость вращения
Муфты свободного ходаВ зависимости от параметров муфтыПередают крутящий момент в единственном направлении
Муфты необратимого движенияВ зависимости от параметров муфтыПередают крутящий момент от ведущего к ведомому элементу в двух направлениях.