Общие сведения, основные определения

Методы вычисления базовой динамиче­ской расчетной грузоподъемности и рас­четного ресурса подшипников качения ус­тановлены межгосударственным стандартом ГОСТ 18855-94 (ИСО 281-89). Разрушение вращающегося под нагрузкой подшипников качения происходит вследствие усталостных процессов в металле колец и тел качения. Расчетный ресурс — основной показатель правильности выбора подшипника. Целью ГОСТ 18855-94 является создание необходимой основы для расчета ресурса подшипников качения.

В ГОСТ 18855-94 применены ниже перечисленные термины и определения соответствии со стандартом ИСО 5593-84 ГОСТ 18854-94.

Ресурс (для конкретного подшипника качения) — число оборотов, которое одно колец подшипника (или кольца упорного двойного подшипника) делает относительно другого кольца до появления первых признаков усталости металла одного из колец или тел качения.

Надежность (для конкретного подшипника) — вероятность того, что данный подшипник достигнет или превысит расчетный ресурс. Надежность для группы идентичных подшипников, работающих в одинаковых условиях, представляет собой число подшипников из этой группы (в процентах) которые должны достичь или превзойти расчетный ресурс.

Базовый расчетный ресурс L10, миллионов оборотов, — ресурс, соответствующий 90%-й надежности для конкретного под­шипника или группы идентичных подшип­ников качения, работающих в одинаковых условиях, изготовленных из обычного материала с применением обычных технологий и условий эксплуатации.

Скорректированный расчетный ресурс (в дальнейшем примем обозначение Lsа миллионов оборотов, — расчетный ресурс, полученный путем корректировки базового расчетного ресурса в зависимости от задан­ного уровня надежности, специальных свойств подшипника и конкретных условий эксплуатации.

Базовая динамическая радиальная расчетная грузоподъемность Cr, H, — постоян­ная радиальная нагрузка, которую подшипник теоретически может воспринимать базовом расчетном ресурсе, составляющем один миллион оборотов. Для радиально-упорных однорядных подшипников ради­альная расчетная грузоподъемность соот­ветствует радиальной составляющей нагрузки, которая выбывает чисто радиальное смешение подшипниковых колец относи­тельно друг друга.

Базовая динамическая осевая расчетная грузоподъемность Са, Н, — постоянная цен­тральная осевая нагрузка, которую под­шипник теоретически может воспринимать при базовом расчетном ресурсе, составляющем один миллион оборотов.

Динамическая эквивалентная радиальная нагрузка Pr, H, — постоянная радиальная нагрузка, под воздействием которой под­шипник будет иметь такой же ресурс, как и в условиях действительного нагружения.

Динамическая эквивалентная осевая на­грузка Ра, Н, — постоянная центральная осевая нагрузка, под воздействием которой подшипник будет иметь такой же ресурс, как и в условиях действительного нагруже­ния.

Диаметр ролика Dwe, мм, (для расчета грузоподъемности) — диаметр среднего се­чения ролика. За диаметр асимметричного бочкообразного ролика принимают диаметр ролика в точке контакта с дорожкой каче­ния кольца без бортика при нулевой на­грузке.

Длина ролика Lwe, мм, (для расчета гру­зоподъемности) — теоретическая длина кон­такта ролика и дорожки качения. За длину контакта принимают расстояние между торцами ролика, уменьшенное на размер фасок, или ширину дорожки качения, уменьшенную на ширину проточек (галтелей). При этом выбирают меньшее значение.

Номинальный угол контакта а, °, — угол в осевом сечении подшипника между ради­альным направлением и прямой линией, проходящей через точки контакта тела ка­чения с дорожками качения колец. Для Дорожки качения с прямолинейной обра­зующей — угол между радиальным направ­лением и линией, перпендикулярной к об­разующей дорожки качения наружного кольца.

Диаметр окружности центров набора париков (роликов) Dpw, мм, — диаметр окружности, проходящей через центры шариков (роликов) в одном ряду подшипника.

Нормальные условия эксплуатации – условия, которые являются оптимальными для подшипника, то есть подшипник правильно установлен, смазан, защищен от проникания инородных тел; нагрузка соответствует типоразмеру подшипника; подшипник не подвергается чрезмерным изменениям температуры и частоты вращения.

Формулы для расчета базовой динамической радиальной Сr (осевой Сa) грузоподъемности

Базовая динамическая расчетная грузоподъемность в Н:

шариковых подшипников:

— радиальных и радиально-упорных при Dw < 25,4мм

формула

где i — число рядов тел качения в подшип­нике;

bm — коэффициент, характеризующий свойства стали с учетом способа ее обра­ботки; значение коэффициента зависит от типа и конструкции подшипника; bm = 1 для вкладышных подшипников; bm =1,1 для подшипников с канавкой для ввода шариков; bm = 1,3 для всех остальных под­шипников;

значения fс приведены в табл. 60.

Формулы для вычисления Сr примени­мы к подшипникам с радиусом желоба до­рожки качения, не превышающим 0,52Dw на внутренних и 0,53Dw на наружных коль­цах радиальных и радиально-упорных под­шипников и 0,53Dw на внутренних кольцах шариковых самоустанавливающихся под­шипников.

Dw — диаметр шарика, мм;

Z — число шариков или роликов в одно­рядном подшипнике; число тел качения в одном ряду многорядного подшипника при одинаковом числе их в каждом ряду;

— упорных и упорно-радиальных одно­рядных одинарных или двойных:

при Dw ≤ 25,4мм и a = 90°

формула

формула

где Z — число шариков, воспринимающих нагрузку в одном направлении; bm = 1,3 (значения fс приведены в табл. 61 и приме­нимы к подшипникам с радиусом желоба не более 0,54Dw. Грузоподъемность подшип­ника не всегда увеличивается при примене­нии меньшего радиуса желоба, но уменьша­ется при применении большего радиуса же­лоба). В случае, когда все шарики, пере­дающие нагрузку в одном направлении, контактируют с одной и той же поверхно­стью дорожки качения кольца, упорные и упорно-радиальные подшипники рассмат­ривают как одинарные. Если осевая нагруз­ка передается в обоих направлениях, то такие подшипники рассматривают как двойные.

— упорных и упорно-радиальных с двумя или более рядами одинаковых шариков, воспринимающих нагрузку в одном на­правлении:

формула

где грузоподъемности Са1, Ca2, …, Can для рядов с числами шариков Z1, Z2, .,., Zn вы­числяют по формулам для однорядных подшипников;

роликовых подшипников:

— радиальных и радиально-упорных

формула

где bm = 1,0 для игольчатых подшипников со штампованным наружным кольцом; bm = 1,1 для роликовых цилиндрических, конических и игольчатых с кольцами, под­вергнутыми обработке резанием: bm = 1,15 для роликовых сферических;

fс — см. табл. 62;

— упорных и упорно-радиальных одно­рядных одинарных или двойных

при a ≠ 90°

формула

формула

где Z — число роликов, передающих нагруз­ку в одном направлении (если несколько роликов по одну сторону оси подшипнику; устанавливают так, что их оси совпадают, то эти ролики рассматривают как один ро­лик с длиной Lwe, равной сумме длин не­скольких роликов);

bm= 1,0 для роликовых цилиндрических и игольчатых; bm = 1,1 для конических роликовых; bm = 1,15 для роликовых сфери­ческих;

значения fс приведены в табл. 63.

— упорных и упорно-радиальных  подшипников с двумя или более рядами роли­ков, воспринимающими нагрузку в одном направлении:

формула

где грузоподъемности Са1, Ca2, …, Саn для рядов с количеством роликов Z1, Z2, … , Zn, имеющих длины Lwe1, Lwe2, …, Lwen, вычис­ляют по формулам для однорядных под­шипников (ролики и/или часть общего числа роликов, контактирующие с одной и той же поверхностью дорожки качения упорного кольца, считают принадлежащи­ми к одному ряду). В случае, когда все ро­лики, передающие нагрузку в одном на­правлении, контактируют с одной и той же поверхностью дорожки качения кольца, упорные и упорно-радиальные подшипни­ки рассматривают как одинарные. Если осе­вая нагрузка передается в обоих направле­ниях, то такие подшипники рассматривают как двойные.

Значения коэффициентов bm и fс, при­веденные для роликовых подшипников, являются максимальными, применимыми только к роликовым подшипникам, у кото­рых под действием нагрузки напряжения распределены равномерно вдоль площадки контакта в наиболее тяжело нагруженной зоне контакта ролика с дорожкой качения. Значения fc, меньшие указанных, рекомен­дуют в том случае, если под воздействием нагрузки в какой-то части площадки кон­такта ролика с дорожкой качения имеется резко выраженная концентрация напряже­ния. Такие явления имеют место в центре площадки контакта при номинальном точечном контакте или на краях площадки­ при линейном контакте, а также в тех случаях, когда ролики не имеют точного позиционирования или длина роликов более чем в 2,5 раза превышает их диаметр.

Меньшие значения fс следует использо­вать также применительно к роликовым упорным подшипникам, у которых геометрические особенности обусловливают повышенное скольжение на поверхностях контакта роликов с дорожками качения (например, у упорных подшипников с цилиндрическими роликами, имеющими дли­ну, значительно превышающую диаметр).

60. Значения fc для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников

Dw cos a / Dpw

Шариковые подшипники

однорядные радиальные; однорядные и двухрядные радиально-упорные

двухрядные радиальные

однорядные и двухрядные самоустанавливающиеся

однорядные радиальные разъемные (магнетные)

0,01

29,1

27,5

9,9

9,4

0,02

35,8

33,9

12,4

11,7

0,03

40,3

38,2

14,3

13,4

0,04

43,8

41,5

15,9

14,9

0,05

46,7

44,2

17,3

16,2

0,06

49,1

46,5

18,6

17,4

0,07

51,1

48,4

19,9

18,5

0,08

52,8

50,0

21,1

19,5

0,09

54,3

51,4

22,3

20,6

0,10

55,5

52,6

23,4

21,5

0,11

56,6

53,6

24,5

22,5

0,12

57,5

54,5

25,6

23,4

0,13

58,2

55,2

26,6

24,4

0,14

58,8

55,7

27,7

25,3

0,15

59,3

56,1

28,7

26,2

0,16

59,6

56,5

29,7

27,1

0,17

59,8

56,7

30,7

27,9

0,18

59,9

56,8

31,7

28,8

0,19

60,0

56,8

32,6

29,7

0,20

59,9

56,8

33,5

30,5

0,21

59,8

56,6

34,4

31,3

0,22

59,6

56,5

35,2

32,1

0,23

59,3

56,2

36,1

32,9

0,24

59,0

55,9

36,8

33,7

0,25

58.6

55,5

37,5

34,5

0,26

58,2

55,1

38,2

35,2

0,27

57,7

54,6

38,8

35,9

0,28

57,1

54,1

39,4

36,6

0,29

56,6

53,6

39,9

37,2

0,30

56,0

53,0

40,3

37,8

0,31

55,3

52,4

40,6

38,4

0,32

54,6

51,8

40,9

38,9

0,33

53,9

51Д

41,1

39,4

0,34

53,2

50,4

41,2

39,8

0,35

52,4

49,7

41,3

40,1

0,36

51,7

48,9

41,3

40,4

0,37

50,9

48,2

41,2

40,7

0,38

50,0

47,4

41,0

40,8

0,39

49,2

46,6

40,7

40,9

0,40

48,4

45,8

40,4

40,9

Примечание. Коэффициент fс для промежуточных значений Dw cosa / Dpw получают линейным интерполированием.

61. Значения fc для шариковых упорных и упорно-радиальных подшипников

Для упорных подшипников

Для упорно-радиальных подшипников

Dw/Dpv

при а = 90°

Dw cosa / Dpw

fс при

а = 45°

а = 60°

а = 75°

0,01

36,7

0,01

42,1

39,2

37,3

0,02

45,2

0,02

51,7

48,1

45,9

0,03

51,1

0,03

58,2

54,2

51,7

0,04

55,7

0,04

63,3

58,9

56,1

0,05

59,5

0,05

67,3

62,6

59,7

0,06

62,9

0,06

70,7

65,8

62,7

0,07

65,8

0,07

73,5

68,4

65,2

0,08

68,5

0,08

75,9

70,7

67,3

0,09

71,0

0,09

78,0

72,6

69,2

0,10

73,3

0,10

79,7

74,2

70,7

0,11

75,4

0,11

81,1

75,5

0,12

77,4

0,12

82 3

76,6

0,13

79,3

0,13

83,3

77,5

0,14

81,1

0,14

84,1

78,3

0,15

82,7

0,15

84,7

78,8

0,16

84,4

0,16

85,1

79,2

0,17

85,9

0,17

85.4

79,5

0,18

87,4

0,18

85,5

79,6

0,19

88,8

0,19

85,5

79,6

0,20

90,2

0,20

85,4

79,5

0,21

91,5

0,21

85,2

0,22

92,8

0,22

84,9

0,23

94,4

0,23

84,5

0,24

95,3

0,24

84,0

0,25

96,4

0,25

83,4

0,26

97,6

0,26

82,8

0,27

98,7

0,27

82,0

0,28

99,8

0,28

81,3

0,29

100,8

0,29

80,4

0,30

101,9

0,30

79,6

0,31

102,9

0,32

103,9

0,33

104,8

0,34

105,8

0,35

106,7

Примечания:

1. Значения fс при Dw / Dpw или Dw cosa / Dpw и/или углах контакта а, не указанных в таблице, определяют линейным интерполированием.

2. В упорно-радиальных подшипниках а > 45°. Значения при а = 45° даны для обеспечения интерполирования значений fс в диапазоне углов а контакта 45 … 60°

62. Максимальные значения fc для роликовых радиальных и радиально-упорных подшипников

Dwe cosa / Dpw

Dwe cosa / Dpw

fc

0,01

52,1

0,16

88,5

0,02

60,8

0,17

88,7

0,03

66,5

0,18

88,8

0,04

70,7

0,19

88,8

0.05

74,1

0,20

88,7

0,06

76,9

0,21

88,5

0,07

79,2

0,22

88,2

0,08

81,2

0,23

87,9

0,09

82,8

0,24

87,5

0.10

84,2

0,25

87,0

0,11

85,4

0,26

86,4

0,12

86,4

0,27

85,8

0,13

87,1

0,28

85,2

0,14

87,7

0,29

84,5

0.15

88,2

0,30

83,8

Примечание. Значения fс для отношений Dwe cosa / Dpw , не приведенных в таблице, определяют линейным интерполированием.

63. Максимальные значения fс для роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников

Для упорных подшипников

Для упорно-радиальных подшипников

Dwе / Dpv

при a = 90°

Dwe cosa / Dpw

fс при

a = 50°

a = 65°

a = 80°

0,01

105,4

0,01

109,7

107,1

105,6

0,02

122,9

0,02

127,8

124,7

123,0

0,03

134,5

0,03

139,5

136,2

134,3

0,04

143,4

0,04

148,3

144,7

142,8

0,05

150,7

0,05

155,2

151,5

149,4

0,06

156,9

0,06

160,9

157,0

154,9

0,07

162,4

0,07

165,6

161,6

159,4

0.08

167,2

0,08

169,5

165,5

163,2

0,09

171,7

0,09

172,8

168,7

166,4

0.10

175,7

0.10

174,5

171,4

169,0

0,11

179,5

0,11

177,8

173,6

171,2

0,12

183,0

0,12

179,7

175,4

173,0

0.13

186,3

0,13

181,1

176,8

174.4

0,14

189,4

0,14

182,3

177,9

175,5

0.15

192,3

0,15

183,1

178,8

176,3

0.16

195,1

0,16

183,7

179,3

0.17

197,7

0,17

184,0

179,6

0.18

200,3

0,18

184,1

179,7

0,19

207.7

0,19

184,0

179,6

0,20

205.0

0,20

183,7

179,3

0,21

207,2

0,21

183,2

0,22

209,4

0,22

182,6

0,23

211,5

0,23

181,8

0,24

213,5

0,24

180,9

0,25

215,4

0,25

179,8

0,26

217,3

0,26

178,7

0,27

219,1

0,28

220,9

0,29

222,7

0,30

224,3

Примечания:

1. Коэффициент fc для промежуточных значений Dwe / Dpw или Dwe cosa / Dpw определяют линейным интерполированием.

2. Значения fс при a = 50° применимы для углов контакта 45° < a < 60°.

3. Значения fс при a = 65° применимы для углов контакта 60° < a < 75°.

4. Значения fс при a = 80° применимы для углов контакта 75° < a < 90°.

Комплекты подшипников. При расчете базовой динамической радиальной грузо­подъемности для двух одинаковых шарико­вых радиальных однорядных подшипников, установленных рядом на одном и том же валу, эту пару подшипников рассматривают как один двухрядный радиальный подшип­ник.

При расчете базовой динамической ра­диальной грузоподъемности для двух оди­наковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, смонтированных рядом на одном и том же валу (парный монтаж) по схеме «широкий торец к широкому» или «узкий торец к уз­кому» так, что они работают как один узел, эту пару рассматривают как один двухряд­ный радиально-упорный подшипник. Если подшипниковый узел составляют два само­стоятельных подшипника, которые заме­няют независимо друг от друга, то приве­денное указание к ним не применимо.

Базовую динамическую радиальную гру­зоподъемность для двух или более одинако­вых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, роли­ковых упорных одинарных подшипников, точно изготовленных и смонтированных рядом на одном и том же валу (парный или комплектный монтаж) по схеме «тандем» (последовательно) так, что они работают как один узел, определяют умножением числа подшипников в степени 0,7 (для ша­риковых) или 7/9 (для роликовых) на базо­вую динамическую грузоподъемность од­ного подшипника. Приведенное указание не применимо в случае, когда подшипни­ковый узел составляют подшипники, кото­рые заменяют независимо друг от друга.

Формулы для расчета эквивалентной динамической радиальной Рr (осевой Рa) нагрузки

Эквивалентная динамическая радиаль­ная нагрузка:

— для шариковых радиальных, шарико­вых и роликовых радиально-упорных под­шипников при постоянных радиальной Fr и осевой нагрузках Fa:

Pr = XFr + YFa; (19)

— для роликовых радиальных подшип­ников с углом a = 0° при чисто радиальной нагрузке

Рr = Fr (20)

Эквивалентная динамическая осевая нагрузка:

— для шариковых и роликовых упорно-радиальных подшипников с углом а ≠ 90° при постоянной радиальной и осевой нагузках

Ра = XFr + YFa; (21)

— для шариковых и роликовых упорных подшипников с утлом а = 90° при чисто осевой нагрузке

Pa = Fa (22)

В приведенных формулах обозначены: Fr — радиальная нагрузка на подшипник или радиальная составляющая фактической нагрузки, действующей на подшипник, Н; Fa — осевая нагрузка на подшипник или осевая составляющая фактической нагруз­ки, действующей на подшипник, Н.

Значения коэффициентов X динамиче­ской радиальной нагрузки и Y динамиче­ской осевой нагрузки даны в табл. 64-67.

64. Значения коэффициентов X и Y для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников

Относительная осевая нагрузка

X

Y

Х

Y

X

Y

е

для однорядных подшипников

для двухрядных подшипников

Fa/fr > e

Fa/Fr ≤ e

Fa/Fr > e

Шариковые радиальные подшипники

f0Fa / Cor

Fa / (iZDw2)

 

0,172

0,172

0,56

2,30

1,0

0

0,56

2,30

0,19

0,345

0,345

1,99

1,99

0,22

0,689

0,689

1,71

1,71

0,26

1,030

1,030

1,55

1,55

0,28

1,380

1,380

1,45

1,45

0,30

2,070

2,070

1,31

1,31

0,34

3,450

3,450

1,15

U5

0,38

5,170

5,170

1,04

1,04

0,42

6,890

6,890

1,00

1,00

0,44

Шариковые радиально-упорные подшипники

 

f0iFa / Cor

Fa / (ZDw2)

 

а = 5°

0,173

0,172

Используют значения X, Y и е, применимые к
однорядным радиальным шариковым подшипникам

1,0

2,78

0,78

3,74

0,23

0,346

0,345

2,40

3,23

0,26

0,692

0,689

2,07

2,78

0,30

1.040

1,030

1,87

2,52

0,34

1,390

1,380

1,75

2,36

0,36

2,080

2,070

1,58

2,13

0,40

3,460

3,450

1,39

1,87

0,45

5,190

5,170

1,26

1,69

0.50

6,920

6,890

1,21

1,63

0,52

а = 10°

0,175

0,172

0.46

1,88

1,0

2,18

0,75

3,06

0,29

0,350

0,345

1,71

1,98

2,78

0,32

0,700

0,689

1,52

‘,76

2,47

0,36

1,050

1,030

1,41

1,63

2,29

0,38

1,400

1,380

1,34

1,55

2,18

0,40

2,100

2,070

1,23

1,42

2,00

0,44

3,500

3,450

ио

1,27

1,79

0,49

5.250

5,170

1,01

1.17

1,64

0.54

7,000

6,890

1,00

1.16

1,63

0.54

а =15°

0,178

0,172

0,44

1,47

1,0

1,65

0,72

2,39

0,38

0,357

0,345

1,40

1,57

2,28

0,40

0,714

0,689

1,30

1,46

2,11

0,43

1,070

1,030

1,23

1,38

2,00

0,46

1,430

1,380

1,19

1,34

1,93

0,47

2,140

2,070

1,12

1,26

1,82

0,50

3,570

3,450

1,02

1,14

1,66

0,55

5,350

5,170

1,00

1,12

1,63

0,56

7,140

6,890

1,00

1,12

1,63

0,56

а =20°

0,43

1,00

1,0

1,09

0,70

1,63

0,57

а =25°

0,41

0,87

0,92

0,67

1,41

0,68

а =30°

0,39

0,76

0,78

0,63

1,24

0,80

а =35°

0,37

0,66

0,66

0,60

1,07

0,95

а =40°

0,35

0,57

0,55

0,57

0,93

1,14

а =45°

0,33

0,50

0,47

0,54

0,81

1,34

Шариковые самоустанавливающиеся подшипники

0,40

0,4×xctga

1,0

0,42×xctga

0,65

0,65×xctga

1,5×xtga

Однорядные радиальные разъемные шариковые подшипники
(магнетные)

0,50

2,50

0,2

Примечания:

1. Допустимое максимальное значение относительной осевой нагрузки зависит от конструктивных параметров подшипников (значения внутреннего зазора и глубины желоба дорожки качения). Формулу для вычисления относительной осевой нагрузки выбирают в зависимости от имеющейся информации.

2. Для однорядных подшипников при Fa / Fr ≤ e : X = 1; Y= 0; здесь е — предельное зна­чение отношения Fa / Fr, определяющее значения коэффициентов Х и Y.

3. Значения X, Y и е для относительных осевых нагрузок и/или углов контакта, не указан­ных в таблице, определяют линейным интерполированием.

4.  Значения f0, Соr см. выше.

65.  Значения коэффициентов Х и Y для шариковых упорных и упорно-радиальных подшипников

а,°

X

Y

X

Y

X

Y

e

для одинарных подшипников

для двойных подшипников

Fa / Fr > e

Fa / Fr ≤ e

Fa / Fr > e

45

0,66

1,0

1,18

0,59

0,66

1,0

1,25

50

0,73

1,37

0,57

0,73

1,49

55

0,81

1,60

0,56

0,81

1,79

60

0,92

1,90

0,55

0,92

2,17

65

1,06

2,30

0,54

1,06

2,68

70

1,28

2,90

0,53

1,28

3,43

75

1,66

1,0

3,89

0,52

1,66

1,0

4,67

80

2,43

5,86

0,52

2,43

7,09

85

4,80

11,75

0,51

4,80

14,28

а ≠ 90

l,25tga×(1 — 2sina/3)

1,0

20tga/13×(1 — sina/3)

10/13×(1 — sina/3)

1,25tga×(1 — 2sina/3)

1,0

l,25tga

Примечания:

1. Значения X, Y и е для углов a контакта, не указанных в таблице, определяют линейным интерполированием.

2. Отношение Fa / Fr ≤ e не применимо для одинарных подшипников.

3. В упорно-радиальных подшипниках a > 45°. Значения при a = 45° даны для обеспече­ния интерполирования значений X, Киев диапазоне углов а контакта 45 … 50°.

66. Значения коэффициентов X и Y для роликовых радиально-упорных подшипников (а ≠ 0°)

Тип подшипника

X

Y

X

Y

e

Fa / Fr ≤ e

Fa / Fr > e

Однорядные

1,0

0

0,4

0,4 ctga

1,5 tga

Двухрядные

1,0

0,45 ctga

0,67

0,67 ctga

1,5 tga

67. Значения коэффициентов Х и Y для роликовых упорно-радиальных подшипников (а ≠ 90°)

Тип подшипника

X

Y

X

Y

e

Fa / Fr ≤ e

Fa / Fr > e

Одинарные

tga

1,0

1,5 tga

Двойные

1,5 tga

0,67

tga

1,0

1,5 tga

Примечание. Отношение Fa / Fr ≤ e не применимо для одинарных подшипников.

Комплект подшипников. При расчете Динамической эквивалентной радиальной нагрузки для двух одинаковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, смонтированных рядом па одном и том же валу (парный монтаж) \ схеме «широкий торец к широкому» или «узкий торец к узкому» так, что они работают как один узел, рассматриваемых поэтому как один двухрядный радиально-упорный подшипник, используют значения X и Y для двухрядных подшипников.

При расчете динамической эквивалентной радиальной нагрузки для двух или более одинаковых однорядных шариковых радиальных, шариковых и роликовых ради­ально-упорных подшипников, смонтиро­ванных рядом на одном и том же валу (парный или комплектный монтаж) по схеме «тандем» так, что они работают как один узел, используют значения Х и Y для однорядного подшипника. Для шариковых подшипников относительную осевую на­грузку (табл. 60) определяют при условии, что i = 1, а значения Fa и Соr относятся только к одному из подшипников, даже если Fr и Fa, относящиеся к общим нагруз­кам, используют для расчета эквивалентной нагрузки всего узла.