Подшипником называют опору или на­правляющую, определяющую положение дви­жущихся частей по отношению к другим частям механизма. Подшипники качения работают преимущественно при трении качения и состоят из двух колец, тел каче­ния и сепаратора, отделяющего тела каче­ния друг от друга, удерживающего на рав­ном расстоянии и направляющего их дви­жение. По наружной поверхности внутрен­него кольца и внутренней поверхности на­ружного кольца (на торцовых поверхностях колец упорных подшипников качения) вы­полняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жесткости применяют так назы­ваемые совмещенные опоры: дорожки ка­чения при этом выполняют непосредствен­но на валу или на поверхности корпусной детали.

Некоторые подшипники качения изго­товляют без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и, следо­вательно, большую грузоподъемность. Од­нако предельные частоты вращения бессе­параторных подшипников значительно ни­же вследствие повышенных моментов со­противления вращению.

Нагружающие подшипник силы подраз­деляют на:

—  радиальную, действующую в направле­нии, перпендикулярном оси подшипника;

—  осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.

Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам:

• по форме тел качения — шариковые и роликовые, причем последние могут быть с роликами: цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми, а также бочко­образными, коническими, комбинированными — с небольшой (7-30мкм на сторону) выпухлостью поверхности качения — и витыми — пустотелыми;

•  по направлению воспринимаемой нагрузки — радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил (некоторые типы могут воспринимать и осевые силы); радиально-упорные — для восприятия радиаль­ных и осевых сил; подшипники регулируе­мых типов без осевой силы работать не могут; упорные — для восприятия осевых сил, радиальную силу не воспринимают; упорно-радиальные — для восприятия осевых и небольших радиальных сил;

• по числу рядов тел качения — одно-, двух- и четырехрядные;

• по основным конструктивным призна­кам — самоустанавливающиеся (например, сферические самоустанавливаются при уг­ловом смещении осей вала и отверстия в корпусе) и несамоустанавливающиеся; с цилиндрическим  или  конусным отверстием внутреннего кольца, сдвоенные и др.

Деление подшипников в зависимости от направления действия воспринимаемой нагрузки носит в ряде случаев условный характер. Например, шариковый радиальный однорядный подшипник успешно применяют для восприятия не только комбинирован­ных (совместно действующих радиальной и осевой), но и чисто осевых нагрузок, а упорно-радиальные подшипники обычно используют только для восприятия осевых нагрузок.

Кроме основных подшипников каждого типа выпускают их конструктивные разно­видности.

« Назад [Классификация подшипников качения] Далее »