Классы точности подшипников

ГОСТ 520—89 устанавливает классы точности подшипников (табл. 32). Перечень классов точности дан в порядке повышения точности.

32. Классы точности подшипников

Класс точности *

Тип подшипника

0, 6, 5, 4, 2, Т

Шариковые и роликовые радиальные и шариковые радиально-упорные

0, 6, 5, 4, 2

Упорные и упорно-радиальные

0, 6Х, 6, 5, 4, 2

Роликовые конические

* Дополнительные классы точности под­шипников — 8 и 7 — ниже класса точности 0 установлены для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.

Классы точности подшипников характеризуют значениями предельных отклонений размеров, формы, положения поверхностей подшипников.

В зависимости от наличия требований; по уровню вибрации или уровня других дополнительных технических требований установлены три категории подшипников — А, В, С.

К категории А относят подшипники классов точности 5, 4, 2, Т с одним из комплексных дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым откло­нениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального бие­ний, соответствующих следующему, более высокому классу точности, моменту тре­ния, контролю угла контакта и др.

К категории В относят подшипники классов точности 0, 6Х, 6, 5 с одним из дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значени­ям осевого и радиального биений, соответ­ствующих следующему, более высокому классу точности, моменту трения, контро­лю угла контакта, повышенным требовани­ям по высоте, монтажной высоте и ширине подшипника.

К категории С относят подшипники классов точности 8, 7, 0, 6, к которым не предъявляют дополнительные требования, установленные для подшипников категорий А и В, а также другие требования, не указанные в ГОСТ 520-89.

Конкретные значения дополнительных технических требований устанавливают в технических условиях на подшипники ка­тегорий А, В, С или в конструкторской документации, утвержденной в установлен­ном порядке.

По заказу потребителя допускается из­готовление подшипников определенного класса точности в соответствии с требова­ниями ГОСТ 520-89 без отнесения к кате­гориям А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшип­ников категорий А, В, С, не устанавливают.

Предельные отклонения

Установлены предельные отклонения размерных параметров: для подшипников:

— шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных;

— роликовых конических;

— закрытых шариковых и роликовых ра­диальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических;

— упорных;

— упорно-радиальных;

— классов точности 8 и 7-в технических условиях на подшипники категории С;

для конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колец подшипников (в том числе поставляемых в сборе с закрепитель­ными или стяжными втулками).

Предельные отклонения наружного диаметра D1 упорного борта роликовых конических подшипников с упорным бор­том на наружном кольце всех классов точ­ности — h9 по ГОСТ 25347.

Номинальный угол уклона конического отверстия конусностью 1:12

а/2 = 2°23’9,4″ = 2,38594° = 0,041643рад.

Номинальный больший диаметр кони­ческого отверстия при ширине В кольца

d1 = d + В/12.

У сферических подшипников, принад­лежащих к серии 4 или более широкой се­рии, конусность отверстия должна быть 1:30 (номинальный угол конуса а = 1º54’34,9″).

Наружные кольца и неразъемный ком­плект, состоящий из внутреннего кольца, сепаратора и шариков, разъемных радиаль­но-упорных шарикоподшипников типа 6000, должны быть взаимозаменяемыми.

Съемные кольца роликовых радиальных подшипников и комплект, состоящий из кольца, сепаратора и роликов, могут быть как взаимозаменяемыми, так и невзаимо­заменяемыми.

Наружные кольца, а также внутренние кольца с комплектом тел качения роликовых конических однорядных подшипников должны быть взаимозаменяемыми.

Предельные размеры монтажных фасок — по ГОСТ 3478.

Для оценки точности выполнения раз­меров и формы подшипников качения ис­пользуют специальные обозначения и тер­мины (табл. 33). Значения предельных от­клонений приведены в табл. 34-50.

33. Обозначения и термины, относящиеся к размерам и точности изготовления

Термин

Определение

Номинальный диаметр отверстия (наружный диаметр) d (D)

Диаметр отверстия (наружный диаметр), относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений

Номинальный больший диаметр конического отверстия d1

Больший диаметр конического отверстия, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений

Номинальный диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника d2

Диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника, относительно которого определяют пре­дельные размеры и который служит началом отсчета отклонений

Единичный диаметр отверстия (наружный диаметр) ds(Ds)

Расстояние между двумя параллельными линиями, каса­тельными к линии пересечения действительной поверх­ности отверстия (наружной поверхности) радиальной плоскостью

Отклонения единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) ∆ds(∆Ds)

Алгебраическая разность между единичным и номи­нальным диаметрами отверстия (наружными диаметрами)

Единичный диаметр большего диаметра конического отверстия d1s

Расстояние между двумя параллельными линиями, каса­тельными к линии пересечения действительной поверх­ности большего конического отверстия радиальной плоскостью

Отклонение единичного диаметра большего диаметра конического отверстия ∆d1s

Алгебраическая разность между единичным и номи­нальным диаметрами большего диаметра конического отверстия

Средний диаметр отверстия (наружный диаметр) в единичном сечении dmp (Dmp)

Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружных диаметров) в; одном и том же единичном сечении

Отклонение среднего диаметра от­верстия (наружного диаметра) в единичном сечении ∆dmp (∆Dmp)

Алгебраическая разность между средним диаметром отверстия (наружным диаметром) в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия (наружным диамет­ром)

Средний диаметр большего диа­метра конического отверстия в единичном сечении d1mp

Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров большего диаметра конического отверстия в одном и том же единичном сечении

Отклонение среднего диаметра большего диаметра конического отверстия в единичном сечении ∆d1mp

Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным значением боль­шего диаметра конического отверстия

Средний диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного под­шипника в единичном сечении d2mp

Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в одном и том же единичном се­чении

Отклонение среднего диаметра от­верстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единич­ном сечении ∆d2mp

Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром отвер­стия тугого кольца двойного упорного подшипника

Отклонение конусности

∆d1mp — ∆dmp (∆d1s — ∆ds)

Разность отклонений средних диаметров в единичных сечениях большего диаметра и диаметра конического отверстия. (Разность отклонений единичных диаметров большего диаметра и диаметра конического отверстия)

Непостоянство единичного диа­метра отверстия (наружного диа­метра) в единичном сечении Vdp (VDp)

Разность между наибольшим и наименьшим единичны­ми диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в единичном сечении

Непостоянство единичного диа­метра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении Vd2p

Разность между наибольшим и наименьшим единичны­ми диаметрами отверстия тугого кольца двойного упор­ного подшипника в единичном печении

Непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диамет­ра) Vdmp(VDmp)

Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами в единичных сечениях

Примечание. Частным случаем непосто­янства среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в крайних сечениях

Номинальная ширина (монтажная высота) подшипника В, С (T)

Размер ширины (монтажной высоты) подшипника, от­носительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений

Примечание. Символ В применяют в том случае, когда номинальной шириной подшип­ника является расстояние между торцами внут­реннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоско­сти; символ С — для обозначения ширины подшипника, являющейся расстоянием между торцами наружного кольца; символ Т — для обозначения расстояния между торцом внут­реннего кольца и противоположным торцом наружного кольца

Номинальная ширина внутреннего (наружного) кольца В (С)

Размер ширины кольца, относительно которого опреде­ляются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений

Единичная ширина кольца В­s,Cs

Расстояние между точками пересечения торцов кольца подшипника с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца

Отклонение единичной ширины кольца ∆Bs, ∆Cs

Алгебраическая разность между единичной и номиналь­ной ширинами кольца

Непостоянство единичной шири­ны кольца VBs, VCs

Разность между наибольшей и наименьшей единичны­ми ширинами отдельного кольца

Действительная монтажная высота подшипника Ts

Расстояние между точками пересечения оси подшипни­ков с днумя плоскостями, касательными к действитель­ным базовым торцам колец, ограничивающим ширину подшипника, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца установлены для ограни­чения ширины подшипника

Примечание. Монтажная высота кониче­ского однорядного подшипника определяется при условии наличия контакта дорожек качения наружного и внутреннего колеи и упорного бор­тика широкого торца внутреннего кольца со все­ми роликами

Отклонение действительной монтажной высоты подшипника ∆Тs

Алгебраическая разность между действительной и но­минальной монтажными высотами подшипника

Радиальное биение внутреннего кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе

Разность между наибольшим и наименьшим расстоя­ниями в радиальном направлении от неподвижной точ­ки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до поверхности отверстия при вращении внутрен­него кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца.

Радиальное биение наружного кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кеа

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной цилиндрической поверхности подшипника при вращении наружного кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца

Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sia

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии от оси подшипника равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.

Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками

Осевое биение дорожки качения наружного кольца шарикового ра­диального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sea

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметре дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца.

Дорожки качения наружного и внутреннего колей должны быть в контакте со всеми шариками

Торцовое биение базового торца внутреннего кольца Sd

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости на расстоянии, равном половине; диаметра дорожки качения внутреннего кольца

Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца роликового конического подшипника в сборе Sia

Разность между наибольшим и наименьшим расстоя­ниями в осевом направлении от широкого торца внут­реннего кольца до точки, неподвижно связанной с на­ружным кольцом, на расстоянии в радиальном направ­лении от оси подшипники, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.

Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами

Осевое биение дорожки качения наружного кольца роликового ко­нического подшипника в сборе Sea

Разность между наибольшим и наименьшим расстоя­ниями в осевом направлении от широкого торца на­ружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном на­правлении от оси подшипника, равном половине диа­метра дорожки качения наружного кольца при враще­нии наружного кольца.

Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами

Отклонение от перпендикулярно­сти образующей наружной цилин­дрической поверхности относи­тельно базового торца SD

Наибольшее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, ка­сательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на общей образующей наружной ци­линдрической поверхности на расстоянии от торцов, равном наибольшему предельному осевому размеру фаски

Осевое биение дорожки качения тугого (свободного) кольца упор­ного подшипника Si, (Se)

Разность между наибольшим и наименьшим расстоя­ниями в осевом направлении от середины дорожки ка­чения до опорного торца кольца

34. Предельные отклонения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0

d, мм

∆dmpнижнее*2

∆ds*1

Vdpдля серии диаметров

Vdmp

Kid

Sd

Sia*3

∆Bsнижнее*2 дляподшипника

VBs, неболее

верхнее

нижнее

0;8;9

1;7

2(5); 3(6); 4

одинарного

сдвоенного*4(комплектного)

не более

10 ÷ 18

-8

+3

-11

10

8

6

6

10

20

24

-120

-250

20

18 ÷ 30

-10

+ 3

-13

13

10

8

8

13

20

24

-120

-250

20

30 ÷ 50

-12

+3

-15

15

12

9

9

15

20

24

-120

-250

20

50 ÷ 80

-15

+4

-19

19

19

11

11

20

25

30

-150

-380

25

80 ÷ 120

-20

+5

-25

25

25

15

15

25

25

30

-200

-380

25

*1Двухточечное измерение подшипников серии диаметров 8; 9; 1; 2 (5); 3 (6) и 4; 1 при d≤ 40мм; 2 (5) при d≤ 180мм.

*2Верхнее предельное отклонение равно нулю.

*3Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, кроме сферических.

*4Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшип­ников.

Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.

2. Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.

3. Радиальное биение внутренних колец подшипников с коническим отверстием, предназначенных для монтажа на закрепительных и стяжных втулках, не должно превышать 150% значения, указанного в таблице, а значение ∆dmp устанавливается со знаком плюс и равным 300% табличного значения. При этом непостоянство диаметра отверстия в единичном сечении не превышать поле допуска единичного диаметра отверстия Δds, указанного в таблице.

35. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0

D, мм

∆Dmpнижнее*1

∆Ds*2

VDpдля подшипников

VDmp

Kea

Sea*3

открытого

закрытого

серии диаметров

верхнее

нижнее

0;8;9

1;7

2(5); 3(6); 4

2(5); 3(6); 4

не более

6 ÷18

-8

+2

-10

10

8

6

10

6

15

40

18 ÷ 30

-9

+2

-11

12

9

7

12

7

15

40

30 ÷ 50

-11

+ 3

-14

14

11

8

16

8

20

40

50 ÷ 80

-13

+4

-17

16

13

10

20

10

25

40

80 ÷ 120

-15

+5

-20

19

19

11

26

11

35

45

120 ÷ 150

-18

+6

-24

23

23

14

30

14

40

50

150 ÷ 180

-25

+7

-32

31

31

19

38

19

45

60

180 ÷ 250

-30

+8

-38

38

38

23

23

50

70

*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.

*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8, 9; 1; 2 (5); 3(6) и 4; для серий диаметров 8 и 9 при D≤ 22мм; 1 при D≤ 80мм, 2(5) при D≤ 315мм. Значения, приведении в таблице, недействительны для закрытых подшипников.

*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).

Примечание. ΔСs = ΔBs, VCs = VBs того же подшипника (см. табл. 34).

36. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 6

d, мм

∆dmpнижнее*1

∆ds*2

Vdpдля серии диаметров

Vdmp

Kia

Sd

Sia*3

ΔBs*1 нижнее дляподшипника

VBs, неболее

верхнее

нижнее

0; 8; 9

1;7

2(5); 3(6); 4

одинарного

сдвоен­ного(комплектного*4)

не более

10 ÷ 18

-7

+ 1

-8

9

7

5

5

7

10

12

-120

-250

10

18 ÷ 30

-8

+ 1

-9

10

8

6

6

8

10

12

-120

-250

10

30÷ 50

-10

+ 1

-11

13

10

8

8

10

10

12

-120

-250

10

50 ÷ 80

-12

+2

-14

15

15

9

9

10

12

15

-150

-380

12

80 ÷ 120

-15

+3

-18

19

19

11

11

13

12

15

-200

-380

12

*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.

*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; 1 при d≤ 60мм.

*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).

*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников

Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.

2. Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.

3. При использовании параметра Δds конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников — не более 50% допуска на dmp.

37. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 6

D,мм

∆Dmpнижнее*1

∆Ds*2

VDp*3для подшипников

VDmp

Kea

Sea*4

VCs

открытого

закрытого

серии диаметров

верхнее

нижнее

0; 8; 9

1;7

2(5); 3(6); 4

1; 7; 2(5); 3(6); 4

не более

6 ÷18

-7

+ 1

-8

9

7

5

9

5

8

20

15

18 ÷ 30

-8

+ 1

-9

10

8

6

10

6

9

20

20

30 ÷ 50

-9

+ 2

-11

11

9

7

13

7

10

20

20

50 ÷ 80

-11

+2

-13

14

11

8

16

8

13

20

20

80 ÷ 120

-13

+2

-15

16

16

10

20

10

18

22

25

120 ÷ 150

-15

+3

-18

19

19

11

25

11

20

25

25

150 ÷ 180

-18

+3

-21

23

23

14

30

14

23

30

30

180 ÷ 250

-20

+4

-24

25

25

15

15

25

35

30

*1 Верхнее предельное отклонение равно нулю.

*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D≤ 22мм; 1 при D≤ 95мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.

*3 Для колец до монтажа упорного пружинного кольца и защитной шайбы или после их снятия.

*4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).

Примечание. ΔСs = ΔBs, того же подшипника (см. табл. 36).

38. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиальио-упорных подшипников класса точности 5

d, мм

∆dmp

∆ds*2

Vdp для серии диаметров

Vdmp

Kia

Sd

Sia*3

ΔBsнижнее*1 дляподшипника

VBs, неболее

0;8;9

1; 7; 2(5);

3(6); 4

одинарного

сдвоен­ного(комплектного)*4

нижнее*1

Неболее

10 ÷ 18

-5

-5

5

4

3

4

7

7

-80

-250

5

18÷30

-6

-6

6

5

3

4

8

8

-120

-250

5

30÷50

-8

-8

8

6

4

5

8

8

-120

-250

5

50÷80

-9

-9

9

7

5

5

8

8

-150

-250

6

90 ÷120

-10

-10

10

8

5

6

9

9

-200

-380

7

*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.

*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4.

*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).

*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников

Примечание. При использовании параметра Δds непостоянство единичного диаметра и конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников — не более 50% допуска на dmp

39. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5

D, мм

∆Dmp

∆Ds*2

VDp*3для серии диаметров

VDmp

Kea

SD

Sea*4

VCs

0;8;9

1; 7; 2(5); 3(6); 4

нижнее*1

неболее

6 ÷ 18

-5

-5

5

4

3

5

8

8

5

18 ÷ 30

-6

-6

6

5

3

6

8

8

5

30 ÷ 50

-7

-7

7

5

4

7

8

8

5

50 ÷ 80

-9

-9

9

7

5

8

8

10

6

80 ÷ 120

-10

-10

10

8

5

10

9

11

8

120 ÷ 150

-11

-11

11

8

6

И

10

13

8

150 ÷ 180

-13

-13

13

10

7

13

10

14

8

180 ÷ 250

-15

-15

15

11

8

15

11

15

10

*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.

*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D≤ 22мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.

*3 Значения недействительны для закрытых подшипников.

*4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).

Примечание. ΔСs = ΔBsтого же подшипника (см. табл. 38).

40. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории С (нормальная точность)

d, мм

∆dmp

∆ds*

Vdp

Vdmp

Kia

Sd

ΔBs

ΔTs

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

не более

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

От 10 до 18 включ.

0

-12

+ 3

-15

12

9

15

20

0

-200

+250

-250i

Св. 18 » 30 »

-12

+ 3

-15

12

9

18

20

-200

+250

-250.

» 30 » 50 »

-12

+ 3

-15

12

9

20

20

-240

+250

-250

» 50 » 80 »

-15

+4

-19

15

11

25

25

-300

+250

-25№

» 80 » 120 »

-20

+ 5

-25

20

15

30

25

-400

+ 500

-500|

* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 — d≤ 40мм, 2(5) – d≤ 180мм.

41. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории С (повышенная точность)

d, мм

Δdmр

∆ds*

Vdp

Vdmp

Kia

Sd

ΔBs

ΔTs

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

не более

верхн.

нижн.

верхн.

нижн..

От 10 до 18 включ.

0

-8

+3

-11

8

6

15

20

0

-120

+200

0

Св. 18 » 30 »

-10

+3

-13

10

7,5

18

20

-120

+200

0

» 30 » 50 »

-12

+3

-15

12

9

20

20

-120

+200

0

» 50 » 80 »

-15

+4

-19

15

11

25

25

-150

+200

0

» 80 » 120 »

-20

+5

-25

20

15

30

25

-200

+200

-200

* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для cерий диаметров 1 — d≤ 40мм, 2(5) – d≤ 180мм.

42. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории В

d, мм

Δdmр

∆ds*

Vdp

Vdmp

Kia

Sd

ΔBs

ΔTs

ΔTis

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

не более

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

От 10 до 18 включ.

0

-8

+3

-11

8

6

15

20

0

-120

+200

0

+ 100

0

Св. 18 » 30 »

-10

+3

-13

10

7,5

18

20

-120

+200

0

+ 100

0

» 30 » 50 »

-12

+3

-15

12

9

20

20

-120

+200

0

+ 100

0

» 50 » 80 »

-15

+4

-19

15

11

25

25

-150

+200

0

+ 100

0

» 80 » 120 »

-20

+ 5

-25

20

15

30

25

-200

+200

-200

+ 100

-100

* Для подшипников серий диаметров 1; 2{5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 — d≤ 40мм, 2(5) – d≤ 180мм.

43. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории С

D, мм

ΔDmp

ΔDs*

VDp

VDmp

Kea

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

не более

От 18 до 30 включ.

0

-12

+2

-14

12

9

18

Св. 30 » 50 »

-14

+3

-17

14

11

20

» 50 » 80 »

-16

+4

-20

16

12

25

» 80 » 120 »

-18

+5

-23

18

14

35

» 120 » 150 »

-20

+6

-26

20

15

40

» 150 » 180 »

-25

+7

-32

25

19

45

» 180 » 250 »

-30

+8

-38

30

23

50

* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 — D≤ 80мм, 2 – D≤ 315мм.

Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако наи­больший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.

44. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории С (повышенная точность)

D, мм

ΔDmp

ΔDs*

VDp

VDmp

Kea

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

не более

От 18 до 30 включ.

0

-9

+2

-11

9

6

18

Св. 30 » 50 »

-11

+3

-14

11

8

20

» 50 » 80 »

-13

+4

-17

13

9

25

» 80 » 120 »

-15

+5

-20

15

11

35

» 120 » 150 »

-18

+6

-24

18

14

40

» 150 » 180 »

-25

+7

-32

25

19

45

» 180 » 250 »

-30

+8

-38

30

23

50

* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров1 — D≤ 80мм, 2 – D≤ 315мм.

Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако наибольший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.

45. Предельные отклонения, мкм, наружных класса точности колец роликовых конических подшипников 0 категория В

D, мм

ΔDmp

ΔDs*

VDp

VDmp

Kea

∆Cs

ΔT2s

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

не более

верхн.

нижн.

верхн.

нижн.

От 18 до 30 включ.

0

-9

+2

-11

9

6

18

Равно ΔBsтого же подшип­ника

+ 100

0

Св. 30 » 50 »

-11

+ 3

-14

11

8

20

+ 100

0

» 50 » 80 »

-13

+4

-17

13

9

25

+ 100

0

» 80 » 120 »

-15

+5

-20

15

11

35

+ 100

0

» 120 » 150 »

-18

+6

-24

18

14

40

+100

0

» 150 » 180 »

-25

+7

-32

25

19

45

+200

-100

» 180 » 250 »

-30

+8

-38

30

23

50

+200

-100

* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 — D≤ 80мм, 2 – D≤ 315мм.

46. Предельные отклонения, мкм, тугих колец упорных и упорно-радиальных подшипников

d, d2, мм

Классы точности 0, 6,5

Классы точности 4 и 2

Δdmр, Δd2mр нижние

Vdp, Vd2p неболее

Δdmр, Δd2mр нижние

Vdp, Vd2p неболее

Менее 18

-8

6

-7

5

18 ÷ 30

-10

8

-8

6

30÷ 50

-12

9

-10

8

50 ÷ 80

-15

11

-12

9

80÷ 120

-20

15

-15

11

* Верхние предельные отклонения равны нулю.

47. Предельные отклонения, мкм, свободных колец упорных и упорно-радиальных подшипников

D, мм

Классы точности 0, 6,5

Классы точности 4 и 2

ΔDmp, нижние*

Vdp, не более

ΔDmp, нижние*

Vdp, не более

10 ÷ 18

-11

8

-7

5

18 ÷ 30

-13

10

-8

6

30÷ 50

-16

12

-9

7

50 ÷ 80

-19

14

-11

8

80÷ 120

-22

17

-13

10

* Верхние предельные отклонения равны нулю

48. Биения, мкм, тугих и свободных колец шариковых и роликовых упорных подшипников

d, мм

Si= Se, не более, для подшипников класса точности

0

6

5

4

2

Менее 18

10

5

3

2

1

18 ÷ 30

10

5

3

2

1,2

30÷ 50

10

6

3

2

1,5

50 ÷ 80

10

7

4

3

2

80÷ 120

15

8

4

3

2

Примечание. Для двойного подшипника допускаемые осевые биения Si и Se равны осевым биениям соответствующего (при том же наружном диаметре) одинарного подшипника.

49. Предельные отклонения, мкм, наружных колец закрытых шариковых и роликовых радиаль­ных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников

D, мм

ΔDs для подшипников класса точности

0

6

5

4

2

верхнее

нижнее

верхнее

нижнее

верхнее

нижнее

верхнее

нижнее

верхнее

нижнее

6 ÷ 28

-5

-13

+3

-10

+2

-7

+1

-6

+1

-4

18 ÷ 30

-6

-15

+4

-12

+3

-9

+2

-7

+1

-5

30 ÷ 50

-8

-19

+6

-15

+4

-11

+3

-9

+1

-5

50 ÷ 80

-10

-23

+8

-19

+6

-15

+3

-10

+1

-5

80 ÷ 120

-13

-28

+ 10

-23

+8

-18

+3

-11

+1

-5

120 ÷ 150

-15

-33

+ 12

-27

+9

-20

150 ÷ 180

-19

-44

+ 15

-33

Примечания: 1. Значения действительны для шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников класса точности 0 се­рий диаметров 1; 2 (5); 3(6) и 4, причем для серии диаметров 1 D≤ 80мм.

2. Значения действительны для шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиаль­но-упорных и роликовых конических подшипников класса точности 6 серии диаметров: 1; 7; 2(5); 3(6) и 4, причем для серии диаметров 1 D≤ 95мм.

50. Предельные отклонения, мкм, конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колецподшипников класса точности 0

d, мм

Δdmp

Δd1mp — Δdmp

Vdp*2 не более

Δdsверхнее*1

Δd1s — Δds

верхнее*1

10 ÷ 18

+18

+18

10

+27

+18

18 ÷ 30

+21

+21

13

+33

+21

30÷ 50

+25

+25

15

+39

+25

50 ÷ 80

+30

+30

19

+46

+30

80÷ 120

+35

+35

25

+54

+35

*1 Нижние предельные отклонения равны нулю.

*2 Относится к любой единичной радиальной плоскости отверстия

Материалы. Твердость колец и тел качения

Марку стали, твердость, обозначение других материалов, применяемых для изго­товления деталей подшипников, указывают в конструкторской документации.

Твердость колец и роликов из наиболее часто применяемых марок сталей приведе­на в табл. 51. Твердость шариков из этих материалов 63 … 67 HRCэ.

Неоднородность по твердости в преде­лах одного кольца подшипника должна быть не более 3 HRCэ.

51. Твердость колец и роликов, работающих при температуре до 100°С, HRCэ

Марка стали

Кольца со стенкой толщиной

до 35мм и ролики диаметром до 55мм

св. 35мм и ролики диаметром св. 55мм

ШХ4

ШХ15,

ШХ15-Ш,

ШХ15-В

61 … 64

62 … 66

59 … 63

ШХ15СГ*,

ШХ15СГ-В*.

ШХ15СГ-Ш*

61 … 65

ШХ20СГ

18ГТ

61 … 65

62 … 66

15Г1

20Х2Н4А

58…62

59…66

* По заказу потребителя твердость колец со стенкой толщиной свыше 35мм и роли­ков диаметром свыше 55мм должна быть 61 … 65 HRСэ.

Требования табл. 51 не распространяют­ся на подшипники, имеющие в условном обозначении дополнительные знаки Т, Т1 … Т5.

Если подшипники используют для работы при повышенных температурах, то для обеспечения стабилизации размеров деталей подшипника подвергают отпуску при температурах выше 150°С (на 50°С выше рабочих температур), что отражают в условном обозначении: Т, Т1…Т5 (температура отпуска соответственно 200, 225, 250, 3( 350, 400°С). Детали таких подшипнике имеют несколько пониженную твердость.

Кольца и тела качения подшипнике работающих при повышенных температурах (до 500°С) или в агрессивных средах, изготовляют соответственно из теплопрочных или коррозионно-стойких сталей, подшипников, к которым предъявляют повышенные требования по ресурсу и надежности, применяют стали, подвергнутые специальным переплавам, уменьшающий содержание неметаллических включений, а также двойной переплав: электрошлаковый и вакуумно-дуговой.

Сепараторы изготовляют в большинстве случаев измягкой углеродистой стали марок 08кп, 10кп. Сепараторы высокоскорстных подшипников выполняют массивными из текстолита, фторопласта, латуни, бронзы. Материалы перечислены в порядке увеличения быстроходности.

Шероховатость поверхностей подшипников качения

Параметр шероховатости Raпо ГОСТ 2789 наружной поверхности, поверхностей отверстия и торцов колец подшипников не должен превышать значений, указанных в табл. 52.

При изготовлении подшипников из коррозионно-стойких сталей и сплавов параметр шероховатости Ra устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем.

52. Параметры шероховатости Ra, мкм, поверхностей подшипников

Наименование поверхности подшипника

Класс точности подшипников

Номинатьные диаметры dи Dколец подшипников, мм

До 30

св. 30 до 80

Св. 80 до 150

Св. 150 до 250

Св. 250 до 500

св. 500 до 2000

Поверхность отверстия

0

1,25

1,25

1.25

1.25

2.5

2.5

6Х. 6. 5

0,63

0,63

1,25

1.25

1,25

2,5

4. 2, Т

0,32

0,32

0,63

0,63

0,63

Наружная поверхность

0

0,63

0,63

1,25

1,25

1,25

2,5

6Х, 6, 5

0,32

0,32

0,63

0,63

0,63

1,25

4, 2, Т

0,32

0,32

0,63

0,63

0,63

Поверхность торцов колец

0

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

6Х, 6, 5

1,25

1,25

1,25

1,25

2,5

2,5

4, 2*, Т

0,63

0,63

0,63

0,63

1,25

* Для упорных шариковых подшипников класса точности 2 параметр шероховатости Ra для колец подшипников с номинальным диаметром отверстия тугого кольца до 80мм дол­жен быть не более 0,32мкм, свыше 80мм — не более 0,63мкм.